Накануне 105-й годовщины со дня рождения основателя северокорейского государства Ким Ир Сена, который отмечается 15 апреля, США заявили о готовности нанести превентивный удар по КНДР. Об этом сообщил телеканал NBC. Пентагон не стал опровергать готовность к атаке. «Командный состав всегда рассматривает полный спектр вариантов в непредвиденных обстоятельствах», — заявила представитель военного ведомства Дана Уайт.
Для исполнения задуманного Вашингтон стянул в регион необходимые силы. Ударная группа во главе с авианосцем «Карл Винсон» подошла на расстояние, достаточное для пуска крылатых ракет. В ее состав также входят ракетный крейсер, два эсминца и несколько подводных лодок, оснащенных ракетами «Томогавк», которые недавно использовались при атаке на Сирию. Также, возможно использование стратегических бомбардировщиков В-52, размещенных на острове Гуам в западной части Тихого океана.
Кроме того, на Корейском полуострове уже находится элитный отряд Seal Team Six, известный тем, что именно его бойцы уничтожили в свое время Усаму Бен Ладена. Ранее эксперты Совета нацбезопасности при Белом доме рекомендовали Трампу физическую ликвидацию северокорейского лидера Ким Чен Ына как средство борьбы с ядерной программой КНДР. По данным NBC, предполагаемая атака на КНДР помимо удара ракетами может включать в себя и «наземные операции».
Именно ядерная программа Северной Кореи называется в качестве причины возможной агрессии США. КНДР как никогда близка к возможности использовать против США ядерное оружие, заявил накануне директор ЦРУ Майкл Помпео. В Вашингтоне предполагают, что очередное, шестое по счету, ядерное испытание, Пхеньян проведет 15 апреля. Причем, вопрос об атаке, кажется, уже решен. США готовятся нанести удар в случае, если будут получены лишь «свидетельства подготовки к новому ядерному испытанию».
В ответ на приготовления США, Пхеньян заявил, что готов к войне. «Если США придут с безрассудными военными маневрами, они столкнутся с упреждающим ударом Северной Кореи. У нас есть мощное ядерное средство сдерживания», — пообещал замминистра иностранных дел КНДР Хан Сон Рёль. При этом КНДР оставила за собой право провести испытание «тогда, когда руководство посчитает это необходимым». «Что бы ни исходило от американских политиков, если их слова предназначены для свержения системы и правительства КНДР, мы категорически отвергаем их», — заключил дипломат.
Ранее Трамп предлагал Китаю совместное решение северокорейской проблемы. Однако был готов сделать это и в без Пекина. Сегодня глава китайского МИД Ван И призвал Южную Корею, США и КНДР не доводить ситуацию на Корейском полуострове до точки невозврата. Как заявил научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов, Китай вряд ли бросит в беде КНДР, с которой связан договором о союзничестве. В соцсетях уже появились видеокадры китайских военных, двигающихся к границе с Северной Кореей.
Тем временем, к сдержанности призвала и Москва. Россия «продолжает оставаться сторонницей политико-дипломатических методов урегулирования всех кризисов», заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Военный эксперт Василий Кашин уверен, что в случае американской атаки военный ответ КНДР нанесет огромный ущерб соседним странам.
— Северокорейцы мало что могут сделать по атакующим силам США, но они совершенно гарантировано могут нанести огромной силы удар по Южной Корее и довольно существенный по Японии. Сеул и его агломерация, где живут 25 млн человек — половина населения Южной Кореи, находится близко к границе с КНДР. Фактически в зоне действия северокорейской артиллерии. Кроме того, Южная Корея насыщена атомной энергетикой, химической промышленностью и все это находится в зоне действия многочисленных ракет малой дальности Северной Кореи. То есть даже применяя обычное вооружение, можно причинить огромный ущерб. Тем более, если использовать ядерное.
Остановить эти удары никак невозможно. Быстро лишить Северную Корею возможности вести войну тоже не получится, поскольку они готовились к этому 50 лет. У них большая система подземных сооружений, под землю спрятана значительная часть промышленности и запасов. Есть фактор горного рельефа местности. Это трудный противник.
— Источники говорят о возможности США использовать до 2,5 тысяч крылатых ракет. Не так уж и много — в Шайрате их было 60, а ущерб почти нулевой…
— Крылатые ракеты — это специфический вид вооружения. Их имеет смысл применять только против определенного класса целей. Они не могут эффективно поражать укрепленные здания, бесполезны против подземных сооружений и т. п. Даже такая огромная сила не позволит добиться быстрого результата.
Кроме того, есть почти не решаемая проблема борьбы с подвижными ракетными комплексами. По опыту всех предыдущих войн, отлавливать эти комплексы с ракетами малой и средней дальности не получается. А такие комплексы — это то, на чем северокорейцы делали акцент. Например, ракеты семейства «Нодон» имеют дальность 1,3−1,5 тыс. километров. Это позволяет гарантировано поражать всю Южную Корею и часть Японии. Также есть аналоги советских ракет «Эльбрус», «Точки-У» и проч. У Пхеньяна сотни таких ракет и перехватить их нереально. Будут существенные потери среди гражданского населения, экологические катастрофы и т. п.
Кореевед, сотрудник центра корейских исследований ИДВ РАН Константин Асмолов обращает внимание, что КНДР совсем не рвется воевать с США.
— Северяне сегодня утром заявили, что проведут ядерные испытания, но тогда, когда будет команда от руководства. То есть они не сказали, что «мы взорвем сейчас», но и не сказали, что «мы не взорвем сейчас». Это попытка маневра. Но где гарантия, что кто-то в Южной Корее не устроит провокацию? Вспомним, после информации о химатаке в Идлибе Трамп заявил, что уже знает, кто виноват. Разве трудно снять постановочное видео, где люди в форме северокорейской армии «сажают политического диссидента на кол»?
— Но ведь для Южной Кореи такой конфликт будет апокалиптическим?
— На юге хватает консерваторов и сектантов, которые мечтают, чтобы северокорейский режим был уничтожен, но чтобы США сделали все за них. Но кроме них есть и прагматики, понимающие, что американцы будут наблюдать эту войну по телевизору, а КНДР будет отстреливаться по Сеулу.
Еще один важный момент — Южная Корея — экономический конкурент Штатов. И многие вещи, которые Трамп говорил о Китае, они ограничено применены и к югу. Поэтому, если в критической ситуации придется выбирать, то выбор может быть не в пользу Южной Кореи. Хотя и абсолютизировать цинизм американцев тоже не стоит.
— Какие факторы могут повлиять на решение Трампа об атаке?
— Надо понимать, что север Кореи не является «колоссом на глиняных ногах». У КНДР достаточно военной силы и это точно не второй Ирак. Но для США это может быть не очевидно. Вашингтон зависит, например, от южнокорейской пропаганды, которая давно предрекает крах северу. В этой ситуации вероятность резких действий США возрастает. Возможна ситуация, когда Трампу придется отвечать за свои слова и принимать решения из-за внутриполитических соображений.
У Трампа сейчас проблемы с экспертным сопровождением. Поскольку все интеллектуалы считали Трампа фриком и маргиналом, то к нему в советники из адекватных людей мало кто пошел. В результате люди, которые консультируют Трампа по корейскому региону довольно странные. Кроме того, там по-прежнему бардак с назначениями из-за чего возрастает риск волюнтаризма и ситуативного реагирования.
По мнению научного сотрудника РИСИ Константина Блохина, Трампу политически выгодны резкие шаги на международной арене.
— До атаки на Сирию рейтинг Трампа был очень низкий — 36%. Это критическая планка. Например, у Никсона перед отставкой было 27%. Трампу пришлось думать о том, как резко нарастить общественную поддержку. После удара по Сирии рейтинг американского президента сразу вырос на 8 пунктов. Трампа тут же поддержали все самые яростные его критики: Маккейн, Рубио, Линдси Грем, Уильям Кристалл и т. д. Пресса писала, что Трамп наконец осознал себя президентом. Он напоминает нового Рейгана и это ему очень помогает во внутриполитической ситуации.
— Может ли Трамп отдать приказ о ракетном ударе по КНДР, не спрашивая согласия Конгресса?
— Если мы вспомним, как шло вторжение в Ирак в 2003 году, то там никто никого не спрашивал. Вообще не было никаких согласований. Другое дело, как потом могут приказ Трампа в отношении КНДР интерпретировать его недоброжелатели. Вообще-то, смена политических режимов в мире с 1990-х годов была краеугольным камнем американской политики. Это излюбленная тема неоконов. Сейчас Трамп тоже пошел по этому пути.
|